Л. Звонарев, Е. Корзун
Текущее состояние проблемы
Три-четыре года назад в России довольно интенсивно стали возникать представительства западных компаний - разработчиков ЕRР систем. Собственных разработок такого класса у нас еще не было. При этом считалось, что внедрение системы такого типа (SAP/R3, BAAN, ORACLE APPLICATION и т.д.), на предприятии разом решит все его проблемы по системе управления и очень хорошо скажется на экономических показателях его деятельности. Главное - выбрать подходящую для этого предприятия систему. Уже тогда, цены на программное обеспечение были приемлемы далеко не каждому предприятию, а после финансового кризиса 1998 года они стали практически недоступными многим предприятиям.
Однако желающие все же нашлись, и работа началась. Несмотря на довольно большие затраты на внедрение этих систем, на сегодня можно констатировать:
· Полнофункционально внедренных ЕRР систем на сегодня в России нет;
· Есть более или менее удачно функционирующие отдельные модули ЕRР систем;
· Существует широкий спектр мнений хозяйственных руководителей и специалистов о полезности внедрения западных ЕRР систем в России: от полного отрицания эффективности этого направления до прямо противоположного.
Данная статья является попыткой разобраться в некоторых аспектах проблемы.
Проблемы полнофункционального внедрения ЕRP-систем
Основной проблемой, на наш взгляд, является несоответствие "идеологии" зарубежных ЕRР-систем и существующего в России внутрихозяйственного механизма предприятий.
В "прошлое" время все более или менее успешные попытки внедрения на предприятиях автоматизированных систем управления (АСУ) сводились к автоматизации отдельных управленческих функций, что давало некоторый положительный функциональный результат, но никогда не было связано с коренным преобразованием внутрихозяйственного механизма.
Внутрихозяйственный организм был принципиально порожден действующей тогда системой хозяйствования под себя, и был незыблем. Более того, будучи вложен в разработанные тогда системы управления, он невольно продолжает воспроизводить прежние внутрихозяйственные отношения и сейчас, в процессе действия этих систем.
Под внутрихозяйственным механизмом мы понимаем единство систем:
· оплаты труда;
· планирования и организации основного и вспомогательного производства;
· планирования и организация материально-технического обеспечения производства;
· планирования и организации сбыта готовой продукции;
· бухгалтерского учета и отчетности в фискальные органы.
Для многих предприятий этот механизм в принципе остался неизменным с "советского" периода. Связано это, скорее всего, с инерцией мышления всех участников хозяйственной деятельности.
Несоответствие внутрихозяйственного механизма российских предприятий аналогичному механизму ЕRP-систем
Система оплаты труда
Наиболее консервативным элементом во внутрихозяйственном механизме является система оплаты труда, сдерживающая изменение других элементов системы. Полнофункциональная ЕRP-система в значительной степени направлена на снижение себестоимости получаемой продукции. Это достигается в ней за счет использования механизма детального учета прямых затрат в основном производстве с выделением из них непроизводительных затрат.
Для обеспечения эффективности управления "под ERP" предполагается, что действующая форма оплаты труда должна стимулировать работников на снижение непроизводительных затрат. В практике российских предприятий подобные механизмы отсутствуют. Действенной практики стимулирования снижения непроизводительных затрат нет. Для российских предприятий характерно оставшееся с советских времен премирование за выполнение производственной программы (месячной или квартальной). Отход от этого сложившегося стереотипа и переход к иным системам оплаты труда, несмотря на его логическую оправданность, есть ломка сложившегося внутрихозяйственного механизма и болезненно воспринимается в организации. Подобная ломка должна быть очень тщательно подготовлена методически.
Однако следует отметить, что описания эффективного внутрихозяйственного механизма, соответствующего управленческим стандартам западных предприятий, на русском языке для российских хозяйственников нет.
Изобретать каждому свой собственный механизм - неэффективно, поскольку это не та область деятельности, где можно безболезненно экспериментировать (хотя некоторые руководители ровно так и делают).
Налоговое законодательство в России
Разработанные западные ЕRP-системы по своей идеологии являются системами, не предназначенными для ведения двух разных бухгалтерских учетов - один для себя и еще один для налоговой инспекции. Наше налоговое законодательство привело к тому, что на предприятии либо существуют два, описанных выше учета, либо один - но предназначенный для налоговой службы и не отвечающий на те вопросы, на которые должен отвечать управленческий бухгалтерский учет "для себя".
Поскольку одной из реальных целей, достигаемых в ходе внедрения ЕRP-системы, является именно учет "для себя", то "недружественность" нашей хозяйственной системы с западными ERP системами становится очевидной. Преодолеть эту "недружественность" можно разными путями, например:
· Совершенствованием Российской хозяйственной и налоговой систем в сторону западных стандартов - но это достаточно долгий путь;
· Сознательным решением заказчика о ведении двух учетов: в ERP-системе для себя и другими средствами (типа 1С-бухгалтерия или аналогичным) - для налоговой инспекции.
Это решение имеет свою цену: дополнительные затраты на второй учет плюс стоимость сопряжения и параллельного обслуживания двух применяемых программных средств.
Российская бухгалтерия
Западные ЕRP-системы поддерживают бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ГААП. Российская бухгалтерия имеет ряд отличий от бухгалтерского учета, основанного на этих требованиях. Для реализации российских правил бухгалтерского учета, обычно при локализации модуля "Финансы", выполняются доработки, позволяющие пользователям работать по российским правилам. Одновременно при этом выполняются доработки по приведению используемых учетных и бухгалтерских документов к виду, предусмотренному российскими стандартами. Если доработки выполнены грамотно, то особых сложностей это различие обычно не вызывает.
Расчет зарплаты
Этот модуль часто не поставляется вместе с ЕRP-системой. Считается, что расчет зарплаты в России настолько специфичен, что требует разработки именно российского модуля расчета зарплаты. Мы уже говорили о том, что система оплаты труда - наиболее консервативный элемент, доставшийся нам в наследство от "советского периода". Он действительно требует изменения, чтобы отвечать существующим реалиям в производстве. Кто-то на свой страх и риск поменял его. Большинство предприятий по инерции продолжает соблюдать принципы, заложенные еще в тридцатые годы прошлого века. Ясно сформулированной на русском языке современной системы оплаты труда для промышленного предприятия, стыкующейся с западными ЕRP-системами пока нет. На практике, как правило, используется российской расчет зарплаты (в самостоятельной системе, функционирующей отдельно от ERP-системы). В лучшем случае из системы расчета зарплаты итоговые данные передаются в главную книгу ERP-системы.
Порочность существующей ситуации в том, что без учета прямых затрат, в том числе прямых затрат на заработную плату, не существует полноценной ЕRP-системы. Значит какой-то вариант модуля зарплаты, стыкующийся с модулем "Производство", и дающий расчет прямых затрат труда на выполнение производственных заказов, должен существовать в ЕRP-системе, претендующей на полнофункциональность в России. На сегодня этот вопрос в известных нам ERP системах не решен.
Соответствие документации стандартам ЕСКД и ЕСТД
Для многих предприятий в России важно конструкторскую и технологическую документацию выпускать в требованиях стандартов ЕСКД и ЕСТД. Западные ERP системы эти стандарты не поддерживают. Это приводит к необходимости либо готовить конструкторскую и технологическую документацию в некоторой другой автоматизированной системе (информационной подготовки производства) и разрабатывать механизмы стыковки применяемых систем, либо попытаться доработать западную систему таким образом, чтобы получить документацию в требованиях ЕСКД и ЕСТД. В обоих случаях это сопровождается дополнительными затратами.
Таким образом, для полнофункционального внедрения ЕRP-систем необходимо:
· Разработка современного внутрихозяйственного механизма для российских предприятий и доведения его до хозяйствующих субъектов;
· Совершенствование российской налоговой системы
· Переход российской бухгалтерии на учет в соответствии с требованиями ГААП
· Разработка современной системы оплаты труда для промышленных предприятий
· Доработка ERP- систем модулем, обеспечивающим получение конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями ЕСКД И ЕСТД
Организация работ по внедрению ERP систем
Существующая процедура подготовки к заключению договора на внедрение
Обычно, до заключения договора на выполнение работ по внедрению ERP системы, происходит следующее:
· На основании своего предшествующего опыта, информации от фирм, занимающихся внедрением, или других источников информации в недрах Заказчика (Руководство или подразделения АСУ) возникает желание улучшить свою систему управления с помощью внедрения ERP-системы;
· Создается группа из специалистов Заказчика для более подробного изучения проблемы;
· Довольно скоро эта группа убеждается, что информации слишком много и она слишком сложна, для того, чтобы быстро разобраться в ней собственными силами.
· Фирмам, занимающимся выполнением работ по внедрению, предлагается дать коммерческие предложения на внедрение продукта, которым они располагают (на основе весьма скудных сведений об объекте автоматизации и целях Заказчика);
· Сравнение характеристик полученных коммерческих предложений убеждает Заказчика в том, что разброс цен и сроков внедрения велик, а уверенности в их полезности и выполнимости нет; Принятие решения о внедрении затягивается;
· В некоторых случаях Заказчик приходит к решению о необходимости проведения конкурса среди внедряющих организаций, предлагая им разработать и продемонстрировать некоторую часть будущей системы. При этом ни цели системы, ни критерии оценки проектов заранее не определены. В этих условиях вендор приносит то, что он умеет, а не то, что действительно необходимо предприятию.
· Заканчивается преддоговорная работа заключением договора на внедрение
Общим для всех этих этапов является отсутствие у Заказчика, как правило, как осознания своих действительных целей, так и представления о путях их достижения. Доказательством тому является то обстоятельство, что в подавляющем большинстве случаев составление Технического задания на разрабатываемую систему, в котором и фиксируются цели системы и пути их достижения, осуществляется разработчиком в ходе выполнения работ по проекту, а значит уже после заключения договора. Состав необходимого комплекса технических средств (КТС) определяется на стадии разработки ТЗ. Значит, объем финансирования на создание КТС тоже становится известным уже после подписания договора на внедрение. Может ли Заказчик по своим условиям финансирования создать КТС к срокам, которые предусмотрены в договоре на внедрение? Если нет, то только что начавшийся договор уже необходимо пересматривать по графику работ и, иногда, существенно. Отсюда следует, что на момент подписания договора по существующему стереотипу процедуры его подготовки Заказчик еще точно не знает:
· сколько ему будет стоить создание системы;
· что он получит в результате выполнения работ по внедрению;
· в какие сроки будет создана система.
Перечисленное показывает, что сложившийся стереотип процедуры подготовки к заключению договора необходимо менять.